Выдержки из Методического пособия

С.М. Хропов «Cпортивный Лабиринт»

 

Краткое описание СЛ

«Спортивный Лабиринт» представляет собой ограниченную область на ровном участке поверхности земли размерами 20*20 метров
с искусственными, специально построенными для ориентирования объектами.
Искусственные объекты представляют собой дорожные конуса и растянутой между ними заградительной сеткой высотой 1 метр.
На карте эти объекты обозначаются черными точками и черными линиями между ними.
В совокупности все эти объекты на карте напоминают лабиринт.
Все конусы являются потенциальными контрольными пунктами (КП). Средства отметки (станции SI) располагаются на конусах, но не на всех.
Участникам запрещается преодолевать заградительную сетку и как-либо воздействовать на искусственные объекты.

Задача участников

В момент старта участник получает карту. Компас в Лабиринте не требуется. Карта ориентируется по положению места старта.
В Лабиринте установлено большое количество контрольных пунктов (т.е. много ложных КП).
Участнику нужно отметить в нужной последовательности только КП, которые впечатаны в его карте Лабиринта.
Другие КП в его схеме отсутствуют. Будьте внимательны – отмечайтесь только на своих КП!
Порядок прохождения пунктов указан в карте Лабиринта (1,2,3,..). Пункты соединены линиями (как в заданном направлении).
Для усложнения ориентирования собственные номера КП на карте не указаны. Проверить свой это пункт или
чужой можно только по ориентирам – конфигурации искусственных объектов.
Внимание участников! Предыдущие старты Лабиринта показали, что многие участники совершают ошибки –
берут чужие КП. При отсутствии отметки своего КП или нарушения порядка прохождения дистанции участник не получает результат.

 

Рис. 18. Пример карты Лабиринта 

Одной из отличительных особенностей СЛ, как и других соревнований по миниориентированию, является наличие большого количества контрольных пунктов, на которых участник отмечаться не должен при прохождении своей дистанции. Такие КП могут быть или пунктами другой дистанции или просто добавлены для усложнения ориентирования. Поэтому назовем эти КП ложными. Дело в том, что при отсутствии ложных КП ориентирование для участника сильно упрощается. Наличие же ложных КП в Лабиринте заставляет участника вообще не обращать внимание на знаки КП, ориентироваться только по искусственным объектам и точно находить нужную точку.

Большое количество ложных КП приводит к значительному количеству ошибок, особенно у детей с небольшим опытом в ориентировании. Как наказывать участников за эти ошибки? Как известно, в классических соревнованиях в заданном направлении участник обязан "взять" все КП в установленном порядке. Иначе он будет дисквалифицирован.

В "Спортивном Лабиринте" наказание за неправильное прохождение дистанции может меняться, в зависимости от области применения. Для Лабиринта, встроенного в дистанцию обычных соревнований, можно применять два варианта наказания.
В первом варианте на всех КП, стоящих на местности, имеются цифровые коды. Коды пунктов, которые участник должен посетить, указываются в карте. Таким образом, спортсмен, как и на обычной дистанции, должен брать только свои КП, сверяя коды на карте и на местности. В случае ошибки он дисквалифицируется. У такого «классического» варианта при использовании в СЛ имеются существенные минусы.

Некоторые спортсмены перестают ориентироваться, а начинают искать КП только номерам. Также многие юные спортсмены не обращают внимания на номера и берут ложные КП. Принцип дисквалификации из-за неправильного прохождения Лабиринта, когда спортсмен успешно преодолел основную дистанцию, мне кажется слишком суровым. В Лабиринте каждый спортсмен в силу разных обстоятельств может и имеет право растеряться и ошибиться.

Второй вариант наказания мне кажется более предпочтительным. В нем нужно убрать коды КП и ввести систему штрафов за неправильную отметку. Тогда спортсмен будет вынужден ориентироваться по объектам, а не сличать коды. А система штрафов по типу биатлонных соревнований (штрафные минуты или штрафные круги), поможет сделать соревнования более зрелищными. При наличии штрафных кругов, зритель сразу будет видеть результат прохождения Лабиринта. На этом пути есть некоторые технические трудности, связанные с быстрой проверкой отметки на финише Лабиринта. Но эти трудности вполне преодолимы.

Оптимальной является система  временных штрафов, которые начисляются после проверки отметки. Например, 30 секунд или 1 минута за каждую неправильную отметку.

Hosted by uCoz